8 женских взносов, без которых не было бы независимой Украины

8 женских взносов, без которых не было бы независимой Украины

24 августа везде будет звучать “Слава Украине!” — “Героям слава!”. Как насчет героинь?

Который тот вклад женщин, без которого — без преувеличения — не было бы независимой Украины?

Сколько женщин в истории Украины? Несколько интересных, несколько святых и где-то с сотню тех, кто вошли в когорту общественных, политических или культурных активисток. Об этом на УП. Жизнь рассуждает Иванна Черчович, кандидат исторических наук, член Украинской ассоциации исследователей женской истории.

Кроме немногих избранных, опыт и достижения украинских женщин обычно на задворках истории. Однако без их взносов, часто безымянных, не было бы нас и не было бы независимой Украины.

Накануне важнейшего государственного праздника поговорим о женских достижениях, которые создали нашу реальность.

1. Национальная эмансипация

Участницы Стрыйского отдела Союза украинок. Межвоенный период (источник)

Прагматичный феминизм, что его как идею женского движения предложила Наталья Кобринская конце ХІХ века, фактически означал оборону украинскими женщинами прежде всего своих национальных прав (права на национальное самоопределение в составе имперских государств), а уже после — женских прав.

Такой практический подход к феминизму типичный для многих народов Центрально-Восточной Европы с безгосударственным статусом.

Идея женской эмансипации означала национально сознательную гражданку и украинскую патриотку, которая главной своей задачей видит обретения Украиной государственности и наравне с мужчинами борется за достижение этой цели.

Дальнейшая межвоенная история женского движения в Западной Украине связана с Союзом украинок — организацией, которая стала одним из самых мощных женских объединений в Центрально-Восточной Европе и охватила целый спектр важных для женщин тем: от популяризации гигиены, современного домашнего хозяйства и детсадов к активному привлечению женщин в политику.

Союз украинок учил женщин, как им пользоваться политическими правами, которые они недавно получили, в пользу национальных интересов.

Милена Рудницкая, многолетний лидер организации, была депутатом Сейма и представляла интересы Украины в многочисленных международных миссиях, в частности тех, которые поднимали вопрос голода в Советской Украине 1932-1933 годов.

2. Просвещение и образование

Учителя-члены Украинского педагогического общества “Родная школа” на Тернопольщине. Межвоенный период (источник)

Помимо заботы о семье, которую традиционно считали ключевой сферой женской реализации, в ведении женщин была благотворительная, благотворительная и просветительская деятельность для блага своего народа.

Еще с конца XIX века учительство стало для женщин одним из самых популярных (в перечне разрешенных им) профессий.

Инициированная еще тогда феминизация начальной школы достигло пика в современной Украине (80 % преподавателей, которые работают в средней и высшей школе, — женщины).

Те, кто выбирали профессию учительницы в конце XIX века, нередко трактовали ее как своеобразное свидетельство собственного национального долга — необходимости нести образование (а с ней и национальную просвета) в “темные” украинские села — сердечник развития будущего независимого государства.

Христя Алчевская, Ульяна Кравченко, София Русова, Мария Пидгирянка, Иванна Блажкевич и тысячи неназванных учительниц посвятили свою жизнь и педагогический талант тем, кто в будущем должны были стать непосредственными создателями мечтах украинской самостоятельности.

3. Сохранение “дома” во времена войн

Женщины и война (источник)

Опыт женщин в период вооруженных конфликтов ХХ века на территории Украины (которая, по определению американского историка Тимоти Снайдера, во времени Второй мировой войны стала самым смертоносным местом на Земле) был очень разным.

Посчитать количество бійчинь-участниц войн (Первой и Второй мировой, участников УПА) сложно, а их вклад до сих пор недооценена.

Очевидно и то, что именно на женщин ложился основной груз жизни в оккупации. Освобождены от мобилизационной повинности, они должны были оставаться дома тогда, когда дом и был главной авансценой войны.

Ответственные за детей и брошенного на них хозяйство женщины дорогой ценой оберегали то, куда можно было бы вернуться после войны.

4. Восстановление после войны

Женщины на восстановлении Днепрогэса. 1947 год (источник)

В 1945 году численность трудоспособного населения в Украине колебалась в пределах 3,5 млн человек против 7,2 млн перед войной.

После возвращения с войны ветеранов число трудоспособных возросло до 5,6 млн, но так и не достигло довоенного уровня.

И даже после того как мужчины вернулись домой, их количество вдвое уступала количеству женщин.

При таких условиях нетрудно представить масштабы участия женщин в послевоенном восстановлении.

5. Кормилицы страны

Советский плакат “Женщины в колхозах — большая сила” (источник)

В результате советского правительства украинское село с начала 1930-х годов все отчетливее приобретало женского лица, непрестанно теряя большую часть мужского населения через срочную службу в армии, обучение в вузах и профессионально-технических заведениях, политические репрессии и индустриализацию, которая требовала прежде мужских рук.

Во время Голодомора крестьянки массово поднимали “бабьи бунты”, защищая последние крохи еды.

В этом контексте особенно цинично звучит фраза Иосифа Сталина, которому на Первом всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 года пришлось прибегнуть к (псевдо)феминистической риторики:

“Женщины в колхозах — большая сила… что касается самих колхозниц, то они должны помнить о силе и значении колхозов для женщин, должны помнить, что только в колхозе они возможность стать на равную ногу с мужчиной. Без колхозов — неравенство, в колхозах — равенство прав. Пусть помнят об этом товарищи колхозницы, пусть берегут колхозный строй, как зеницу ока”.

В целом советская власть выдавливала из женщин все, что могла, заключив “контракт работающей матери и государства”.

Женщинам приходилось профессионально работать наравне с мужчинами, тогда как домашняя работа и присмотр за детьми и дальше считались сугубо женскими обязанностями.

Обещанного советской идеологией “освобождение от кухонного рабства” не состоялось, ведь услуги прачечных и столовых так и не стали качественными, а в последние десятилетия Советского Союза на плечи женщин легло дополнительное бремя дефицита и стояния в очередях.

6. Сохранения национальной культуры в условиях идеологической блокады

Живую цепь. 1990 год. Источник: частная коллекция Тараса Чолия, Архив музея “Территория Террора”

Женщины-репрессированные, диссидентки, политзаключенные, женщины, которые перевозили, прятали и распространяли самиздат, участницы Народного движения за перестройку и миллионы тех, кто десятилетиями втайне лелеяли национальную самобытность, — героические спортсменки-борцы за независимость Украины.

По состоянию на 1 января 1945 года доля женщин, заключенных Гулага, составила 30,6 %.

В течение всего советского периода еще большее их количество жил (или скорее выживала) с клеймом жен, дочерей, матерей “изменников родины” и одновременно хранила и передавала следующим поколениям память о родных и их национально-освободительную борьбу.

В конце концов, едва ли не единственным пространством, где можно было свободно практиковать свою украинскость в условиях тотальной русификации, оставалась семья, поэтому украинский язык, культуру и традиции буквально спасли женщины на скромных советских кухнях.

7. Женская трудовая эмиграция

Стоп-кадр из фильма “Гнездо горлицы” (2016, режиссер Тарас Ткаченко)

Принимая во внимание масштабы трудовой эмиграции и ее финансовые вливания в экономику, которая с 1990-х годов перманентно находится в экономическом кризисе, этот женский вклад представляется вполне обоснованным.

Где-то с 1995 года украинки начинают мигрировать самостоятельно (в предыдущих волнах миграции они ехали за мужьями — как сестры, матери, дочери).

С тех пор “мама на заработках” стало привычным явлением, особенно распространенным на западе Украины.

Сегодня количество женщин-мигранток только растет. По оценкам экспертов, с 1 января 2010 года до 17 июня 2012 года более 405 тыс. украинок работали или искали работу за рубежом.

Женщины составляют более 80 % украинских мигрантов в Италии.

Сравним эти данные с экономическими показателями. В 2010-2012 годах сумма частных переводов в Украину из-за границы была равна сумме прямых иностранных инвестиций, а в 2013 и 2014 годах намного превысила ее.

В отдельных регионах мигранты превратились в основных инвесторов. Например, в Тернопольскую область за 2013 год поступило всего 4 млн долларов прямых иностранных инвестиций, а переводов, по данным Национального банка Украины, — примерно 612 млн, что в 153 раза больше.

Несмотря на очерченную выше активность мигранток среди украинских заробитчан, доля заработанных и отправленных ими денег в Украину очень существенная.

8. Участие в Майданах, АТО и реформах

Фотопостер “Ночь женской солидарности” на Євромайдані. Декабрь 2013 года (источник)

Во всех украинских Майданах женщины составляли половину протестующих.

Несмотря на навязанную ассоциацию с нарезанием бутербродов, их участие была очень разнообразной и выходила далеко за пределы “кухни”.

По состоянию на середину 2016 года в рядах Вооруженных сил Украины находилось более 17 тысяч женщин-військовослужбовиць, из них почти тысяча — непосредственные участники военных действий.

Однако украинское государство официально признавать женщин-бійчинь не спешит, и многие из них вынуждены числитись на обслуживающих профессиях через ограниченный перечень воинских должностей, открытых для женщин, — по факту выполняя боевые задачи.

Война на Востоке также спровоцировала масштабное волонтерское движение, основу которого составляют женщины.

***

Мы не станем перечислять всех тех невероятных женщин, которые сегодня, как и сто лет назад, воюют за Украину на фронте, в тылу или правительственных кабинетах.

Вы и сами их знаете. К сожалению, женский вклад принято недооценивать.

Поэтому в День Независимости поблагодарим не только героям, но и героиням, женщинам, без чьих взносов — больших и малых, от выдающихся подвигов до вполне банальных повседневных действий — не было бы страны, которую мы так любим.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.