Булінг в школе: почему дети травят детей, и что с этим делать

Булінг в школе: почему дети травят детей, и что с этим делать

Даже если ваш ребенок хорошо общается со сверстниками в садике — это совсем не означает, что она не станет жертвой булінгу в школе. По статистике, 80% украинских детей подвергаются травлей, даже не осознавая этого.

Про травлю детей в школе рассказывает Елена Ратінська — детский психолог, гештальт-терапевт, председатель отделения детской психологии Киевского Гештальт Университета, пишет The Village.Украина.

Отдавая ребенка в школу, выясните, на сколько она толерантна к детям, которые не общаются с другими. Во всех социальных системах всегда есть лидер, средняя группа и так называемый «изгнанник». Задача школы и родителей — сформировать толерантное отношение к детям-«изгнанников».

В начальной школе дети еще не занимаются жестким булінгом, но уже могут быть нетолерантными к другим. Как только учитель начинает выстраивать систему конкуренции и приоритетов — дети начинают друг друга травить. А настоящий булінг начнется в средней школе — с 10-11 лет — возраст вхождения в подростковую кризис.

Обязанность школьного психолога — выявить лидера, склонного инициировать травлю других проводить, вести с ним дружеские беседы, вырабатывая толерантность.

Признаки того, что ребенка травят в школе:

  • Отказ идти в школу по разным причинам — «не хочу, не интересно, не вижу смысла…»
  • Отсутствие контакта со сверстниками: нет друзей, зідзвонювань, не ведется переписка в соцсетях, поход в школу и возвращение оттуда в одиночестве, нет у кого спросить домашнее задание.
  • Психосоматические признаки: частые болезни, например, ломота в теле, боли в животе, вирусные инфекции.
  • Обрисованные руки или специфические рисунки на полях в тетради.
  • Желание идти в школу другой дорогой, чем та, которой идут все другие дети.

Причины булінгу

Как правило, это санижена самооценка. Даже если ребенок обнаруживает это через нарциссизм, чрезмерную открытость, высокомерие.

Атмосфера дома. Очень часто жертвами булінгу становятся дети, с которыми дома обращаются как с жертвой. Школа и садик — катализатор домашних проблем. Поэтому, если ребенок привык манипулировать своим положением жертвы, чтобы получить больше внимания к себе, снисходительность родителей, если привыкла, что к ней лучше ставлятсья, когда она бедная и несчастная, то она будет воссоздавать вокруг себя такую же атмосферу и в школе.

Часто такими детей делают бабушки, подпитывая идею беспомощности ребенка. Как результат — ребенок не может себя отстоять при наличии сильного лидера.

Заряженная часть в классе. Это ребенок агрессор, которому плевать на чувства других, которая ищет более слабого, использует его как грушу для битья, выравнивая свое психологическое состояние.

Отличить такого ребенка-жертву от агрессора «изгоя» можно по одному признаку. «Изгнанник» будет таким во всех коллективах. А вот ребенок-жерва агрессора может быть в других коллективах даже лидером (где его психологическая структура будет считаться сильной).

Что делать родителям

 Объяснить ребенку, что такое булінг. За досліжденнями UNISEF в Украине 80% детей рано или поздно становятся жертвами школьной травли. Большинство на ранних этапах не понимают, что это такое, и что надо рассказывать учителям об обидах. Поэтому стоит объяснять детям, что другие имеют право делать с ними и на что не имеют права.

Это начинается с детского сада, когда, например, на жалобу о принуждении есть родители отвечают: ну, ты же ешь ничего, а целый день в садике. Таким образом давая другому человеку право на физическое насилие над своим ребенком. И когда уже в школе другие дети воруют ее тетради, заставляют носить свой портфель, сгоняют с места — ей это кажется невинными шутками, о которых она не рассказывает.

Стратегия защиты. Не бежать сразу в школу. Сперва узнать у ребенка, что она думает об этой ситуации и поддержать. Если она не сможет справиться, тогда идти в школу.

Или же, когда применяется физическая сила — в таком случае, как бы стыдно не было ребенку, что бы она не говорила (агрессоры обычно присоромлюють детей, которых защищают родители) надо идти в школу.

Посоветовать проводить больше времени со старшими. По возможности не отходить надолго от учителя, чтобы не допускать насилия.

Не вкладывайте свои идеи в голову ребенка. Когда что-то советуете — спрашивайте, сможет ли ребенок так поступить. Если ответ будет — мне неудобно, стыдно, я так не смогу — ищите другие варианты. Главное не присоромлювати — «почему ты не можешь дать отпор?!!»

Нельзя злиться на ребенка за то, что она не способна на взрослые поступки. Следите за собой, задача родителей — помочь.

С юридической точки зрения вы не можете прийти и поговорить непосредственно с ребенком, который обижает вашу. Это можно инициировать только через школу или психолога. Иначе можно получить судебный иск за запугивание чужого ребенка.

Поддерживать странную черту в характере или внешности ребенка, если именно за это с нее насмехаются. Преобразуйте ее в сильную сторону ребенка. Если речь идет о особенности внешности — сделайте фотосессию, чтобы подчеркнуть. Если же замкнутость — найти деятельность, где именно эти качества будут самыми необходимыми.

Если булінг длится несколько месяцев, — без детского психолога не обойтись.

Последствия

Последствия булінгу могут быть разные. Чаще всего — это замкнутость, психологам приходится работать с антисоциальными подростками, которые абсолютно не умеют общаться с окружающим миром. Приходится объяснять, что мир не такой страшный, каким был до этого. Это может длиться от 2 до 3 лет. У таких детей рушится вера в социум, они насторожены, тревожны.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.