Что не так с современной архитектурой в Украине

Что не так с современной архитектурой в Украине

“Это обычное здание, которые есть в каждом городе мира и это не добавляет стоимости вашей стране”, – сказал мексиканский архитектор Фернандо Ромеро о здание отеля Хаятт, что на Софиевской площади.

На прошлой неделе он посетил Киев с лекциями о будущем современной архитектуры, пишет УП. Жизни.

Помимо прочего, Ромеро известен своим сотрудничеством с Ілоном Маском по проекту строительства сверхскоростного мирового метро.

“Это обычное здание, которые есть в каждом городе мира и это не добавляет стоимости вашей стране”, – сказал мексиканский архитектор Фернандо Ромеро

“Поймите, важно что я увижу когда наберу “Украина” в Гугле. Сейчас это будет Украина прошлого – исторические здания, а нужно построить будущее.

К примеру, когда вы едете в Австралию, еще до того как вы прилетели вы видите здание – Сиднейскую оперу и это картинка 21 века. Вы прибываете в современный город. Вот что является настоящим вызовом для украинских архитекторов…”

К сожалению, это не первый подобный отзыв от иностранных гостей.

Кто хочет увидеть украинскую современную архитектуру, по крайней мере в столице.

Кто-то яркую здание музея современного искусства.

А кто-то пытается хотя бы отличить новое здание от старой. После таких попыток задают вопрос: “А где в Украине современная архитектура?”

Действительно, если набрать в гугле Ukraine, Ukraine architecture, Ukraine modern architecture, то что мы увидим?

Карты с оккупированными территориями, флаги, революционные фото, архитектуру исторических и отстроенных церквей…

На запрос о современной архитектуре, благодаря ряду статей и внимания в подобных памятников, находим здание хорошей архитектуры советского времени: гостиница “Салют”, киевский крематорий на Байковом и дом Укринтэи, который еще называют “тарелкой”.

Состояние этих зданий, которые можно назвать хоть и советской, но и современной архитектурой заброшенный.

На запрос о современной архитектуре находим здание хорошей архитектуры советского времени. Например, гостиница “Салют”

И главное, что это картинка из прошлого.

А что же о будущем? Или хотя бы о современное?

Такое состояние города – это вызов для украинских архитекторов, как утверждает Ромеро.

И только ли для них? Я неоднократно слышала мнение, что современные украинские архитекторы не способны создать интересные объекты актуальной архитектуры и я с ней не согласна.

Если мы попробуем представить процесс создания объекта архитектуры в целом, то увидим сложный и багатосуб’єктний процесс, где архитектор является лишь частью системы принятия проектных решений и, как правило, не главной.

Возникновение и осознание идеи проекта, выбор земельного участка, поиск лучшего архитектурного решения, согласование со всеми заинтересованными участниками, балансировка воздействиям различных факторов от социальных до экономических, реализация проекта строительством – так очень обобщенно выглядит описание этого процесса.

Основным субъектом такой системы является заказчик – компания, городская администрация, группа лиц или человек, который влияет на проектные решения и отвечает за все этапы его реализации.

Каким должен быть этот субъект, с какими качествами, с какими ресурсами?

Чтобы создавать величественные проекты надо самим быть величественными.

Быть визионерами, теми, кто мыслит категориями будущего, а не прошлого.

Теми, кто моделирует это будущее и есть ответ на вопрос “зачем?”

И да, надо иметь ресурс. Не только интеллектуальный, но и временной и финансовый.

Как сегодня преимущественно ставится задача для архитектора?

Сделать максимум квадратных метров за минимум средств и чтобы выглядело дорого. Да, это мой субъективный опыт и с ним можно не согласиться, но вид окружающей застройки наглядно демонстрирует реализацию подобных задач.

Понятно, что масштаб задачи и масштаб решений ограничивает рынок и имеющиеся ресурсы, но думаю, что наибольшие ограничения заключаются в существующей парадигме и способе мышления.

Пока масштаб мысли о современное в архитектуре города будет ограничиваться новыми муралами на старых стенах, мы не создадим ничего значимого.

Величественная архитектура – показатель того, способны ли мы создавать длинные сложные и системные проекты со многими участниками, которые работают на общий результат.

Можем ли мы договариваться, есть ли у нас культура диалога, результатом которого есть аргументированные, взвешенные и сложные решения.

Современные лучшие архитектурные сооружения не создаются волей одного человека, это результат сотрудничества специалистов из многих сфер и общее понимание картинки будущего.

При этом “качество” нашей современной архитектуры зависит не только от тех, кто распределяет ресурс.

Общественного запроса на современную и актуальную архитектуру также нет, как и понимание ее важности, понимание того, что она говорит о нас как об обществе красноречивее чем все тексты и спикеры.

Это еще одна причина того, что и коммерческим и городским проектам легче ориентироваться на посредственные или привычные решения в псевдоисторическом стиле для того чтобы сохранить “тишину” в социальной системе.

Я не слышу в обществе дискурса о том, какой должна быть наша архитектура, какого масштаба должны быть проекты, что именно мы хотим видеть в будущем.

Нам нужно изменить ментальную модель из мелких точечных преобразований на мировой масштаб.

И я верю, что это произойдет, новая мысль и современная архитектура в моем городе и в моей стране будет.

Для этого нужно осознать, что это важно, что архитектура – это язык, на котором мы говорим с миром и нам есть, что сказать.

Анна Кирий, архитектор, участница клуба STEM-женщины

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.