Иван Рыбарук из Криворивни рассказал про свой путь от атеиста к священнику

Иван Рыбарук из Криворивни рассказал про свой путь от атеиста к священнику

Отец Иоанн никогда специально не готовит проповедей. Когда его видишь, то кажется, будто таким и представляют служителя из фильмов Параджанова – высоким, седовласым, с низким голосом.

Уже издавна он служит настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата села Криворивня. Эта церковь была построена в 1719 г. в сердце Карпат, ее часто называют неформальным «Экуменическим центром». О своем пути к церкви, от атеизма и через восточные философии, он рассказал в беседе с корреспондентом РИСУ.

Криворівнянська церковь переполнена особенностями. Справа от входа – икона, которую подарил уроженец Криворивне, а сделал в уникальном стиле шахтер из Закарпатья, который выгравировал ее стоматологическим буром на стекле.

Во время проведения реставрации мастера-иконописцы открыли старинные иконы и орнаменты начале XVIII века, как вот икона Иисуса Христа в алтаре. На скрижалях в руках Спасителя изображена фигура с треугольником на голове – символ Бога в Троице Единой, поясняет а. Иван, а ниже люди, которые бегут – это сцена из Святого Писания о Страшном Суде. «Какой смысл был писать тексты, если люди не умели читать? Также, нашли икону Марии Магдалины, которая колінопреклонно перед Распятием стоит на Голгофе. Она символизирует нас с вами, всю Церковь, ибо Церковь – это сообщество грешников, которые каются. А вне церкви — грешники, но те, что не каются. Мария же – грешница, что навернулась к Иисусу. Иконе не менее 200 лет, техника авторская, но автор неизвестен».

В храме также есть собственная «Криворівнянська икона Божьей Матери», где сама Дева Мария одета в гуцульский стиль, а Иисус одет в киптарик (полушубок) и вышиванку. По словам священника, она появилась в особый способ — в небе над церковью ее увидела киевлянка Людмила Рибенчук, а позже 3,5 года воплощала видение на ткани (с 2008 года икона находится в храме – прим. авт.).

Зато раньше, до реставрации церкви, были найдены метрические книги. Их в свое время спрятал священник Лука Дзюба, который был капелланом Украинской Повстанческой Армии. Всего 19 книг, которые хранят информации о рождении, смерти и венчании жителей в период с 1775 по 1944 гг.

Рядом в храме стоят деревянные автомобилей с ликами ангелов, которым более два века. Эти светильники носили в дом, где был покойник, и ставили в изголовье. На 250-летний деревянной патериці изображено солнце — символ Спасителя, а также лоза – символ евхаристической крови, вытекающей из сердца Иисуса.

«Человек в жизни должен понести три креста – телесный, душевный и духовный. Это то, чем мы можем себя украсить – своими крестами», – добавляет священник.

Мы приседаем на скамейках, а о. Иван занимает свой фирменный табурет, с которого обычно ведет духовные беседы. Разговор начинает сам:

— Начну с шутки. Знаете, почему женщины не являются священниками? Потому что если еще и вы станете священниками, то мы, мужчины, уже ничего делать не будем. Если еще и это переложить на ваши плечи, то это слишком. И детей рожаете и становитесь президентами, и в космос летаете – вам того надо?

— Отче, с какими вопросами к Вам обращаются люди? Может, что-то изменилось за последние годы?

— В последнее время люди часто обращаются за помощью, имея депрессии, неврозы. Часто такие проблемы возникают среди интеллектуалов, ученых, профессоров, врачей, юристов.

— А какова причина?

— Бывший атеизм для старших, а для молодых может то, что мир много лжи подбрасывает под видом духовности. А есть дети чистые, которые реально воспринимают вещи, и в них возникает коллапс. Вокруг нас много иллюзии. Вне церкви истины нет. Христос – истина, путь и жизнь. Когда меня спрашивают, что я людям передаю, у меня только один ответ – Иисуса. Потому, что без Него ничего не возможно. А на самом деле я глубоко убежден, что если бы не Он, то люди бы уничтожили этот мир. Когда вся планета такая была как Руанда, как Югославия, как Сирия, как Донбасс. Мир был непрерывной войной. Поэтому был культ воина, поэтому героев почитали как полубогов, потому как по-другому люди могли бы выдержать этот абсурд. Ребята рождались для того, чтобы идти убивать, а девушки рожали других, которые шли убивать. Это программа, которую запустил дьявол, когда человек отступил от Бога. Правдиво сказано, что приход Иисуса на Землю был вселенским экзорцизмом, ибо то был мир, одержим злом. А сейчас мы заботимся о больных, униженных и инвалидов, заботимся об экологии, спасаем животных, но еще 100 лет назад этим никто не занимался.

— Гуцульская церковь полна своими обычаями. Например, в храме есть женская и мужская части, даже семьи стоят отдельно. Зачем такое разделение?

— Чтобы не мешали друг другу. Гуцулы, как и все горцы, очень страстные. Люди обычно сами становятся отдельно, так принято. Единственное, что изменилось, это то, что к причастию первыми идут мамы с детьми. Когда было четко, человек везде должен быть первым. Женщина не имела права на службе крест в руках держать, первой подойти к иконе пр. Я, когда пришел на приход, то начал эту половую неравенство исправлять. Евангелие учит иному. Но его мало кто читает. Апостол Павел учит, что нет мужчины и женщины, есть только Христос. Тысячи людей приезжают к нам на духовные беседы со всей Украины, но мало кто из них систематически читает Священное Писание. Поэтому многие люди живут предрассудками. Обрядово-церковной жизни в Украине – это сплошной «забобонізм». Это ужасное следствие безбожного времени и духовного невежества. Часто все церковное знание сводится к тому, какую одежду одевать, куда свечку поставить и как перекреститься. У нас на приходе произошло много добрых перемен.

— В чем еще особенность и колоритность Гуцульщины?

— Гуцульщина очень набожная, но есть разница между набожностью и духовностью. Потому что набожность – это обрядовость, ритуальность, там очень легко сбиться в минусовый направление. Однако это более благодатная почва для пастырского служения, чем безбожие. Мне когда-то говорили, когда я из Киева вернулся сюда, что я дезертир и убегаю туда, где легче. На что я отвечал, что хотя в нашем крае зерна христианства уже давно посеяны, но нужно выпалывать много сорняков.

— Расскажите о своем обращении.

— Мне было лет 11, мы с товарищем лежали на стогах свежескошенной травы. Вглядываясь в небо, я почувствовал, что оно живое, и меня это глубоко поразило. В старших классах я читал книгу. Амбарцумяна «Резервы нашего организма» и впервые начал понимать, что существует нечто, кроме привычно-материального. Потом, став студентом, за одну ночь я «проглотил» книгу. Ефремова «Лезвие бритвы», начал интересоваться эзотерической литературой. Причиной моих поисков было не только духовный свет, но и страх за жизнь и за смерть. В то время я начал ходить в серьезные спортивные горные походы – Кавказ, Памир, Алтай. Часто в походах мы были на грани жизни и смерти. У меня погибали друзья, и именно тогда проявилось ощущение реальности других миров. Стоя на памірській вершине высотой более 6 тысяч метров, я почувствовал невероятное влечение к небу.

Прикосновение к церкви в Украине в 90-тых годах, когда на Галичине велись войны между греко-католиками и православными, отбросил меня в восточные философии. Я серьезно заинтересовался Обществом Свідомісті Кришны. Божий промысел вытащил меня из восточной традиции. Работая в райкоме комсомола, я был на похоронах молодой жены нашего сотрудника, матери двух маленьких детей. Священник поет песню, в которой есть слова: «Одна у всех цель жизни – отдать душу Богу». Эту песню поют на каждом похоронах, но я услышал ее впервые. Для меня это было откровение. Пошел я в дом священника и увидел там фотографию иконы Серафима Саровского. Но фото было черно-белое и золотой нимб на нем казался черным. Я спрашиваю: «А почему у него нимб черный?» А священник говорит: «Ибо нирвана». Так странным образом Господь использовал терминологию, которая была для меня важной и понятной, чтобы обратить меня в христианство. Тогда я начал интересоваться жизнью Серафима Саровского. И он вырывал меня из восточной традиции и повернул обратно к христианству. Потом мои друзья римо-католики дали мне книги Александра Меня «И было утро», «Сын человеческий». Благодаря этому священномученику я понял, что я также могу быть священником. У него такая же зооінженерна образование, он играет на гитаре, он любит туристические походы, он нормальный современный человек. Я понял, что священник – это не идол в золотистых ризах.

— Как так случилось, что Вы узнали о сознании Кришны?

— Это было начало 90-тых годов. Тогда в Украине действовало несколько центров Сознания Кришны: в Донецке, Киеве, Харькове, Днепропетровске, Львове и… Верховине. На Гуцульщину это мировоззрение принес мой товарищ. Он был очень искренен в своих убеждениях. В то время я был вегетерианцем, и он тоже. Это стало первой причиной нашего общения.

Важный момент был в 1988 году, в октябре. Тогда для меня Бога еще не было, но я понимал реальность существования других миров. Я был участником молодежного театра и мы с друзьями после репетиции проходили несмотря на церковь. Друзья крестятся, я им говорю: «Вы такие молодые и верите в Бога? Бога же нет!» И серьезно сказал тогда, что если ваш Бог есть, то пусть мне появится. Уже через год я помогал петь на хорах в той самой церкви. Молитву «Помилуй меня, Боже», 50-й псалом я изучил во время дежурства в райисполкоме в выходной день. Благодарил я впервые на богослужении в 1991 году в день выборов на высокогорной участке, куда меня послали как представителя районной государственной власти. В тот день как раз закладывали фундамент новой церкви в одном из сел района, и я предложил избирательной комиссии пойти туда. А местный священник попросил меня петь на богослужении. Помню, что я тогда пел, словно топором рубил – не умел, ветер сильный, то я вопил на всю глотку. Работая в райисполкоме, во время отпуска я поступил в Ивано-франковске духовную семинарию. И уже не вернулся обратно. Первый вопрос, который мне задали при поступлении, было: «известно Ли вам, что в советское время спецслужбы посылали своих агентов в семинарию?», – я ответил, что знаю.

— Сколько Вам было лет, как вы стали христианином?

— Где-то 24. Это происходило очень интенсивно. Теперь я понимаю, что меня «вели», передавая из рук одного святого в другие. Так я познакомился с Иваном Кронштадським, Силуаном Афонским, Сергеем Радонежським, Ксенией Петербуржською, Франциском Асизьким, Иовом Почаевским, отцом Пио, матерью Терезой Калькутською, Сергеем Булгаковым. После семинарии я поступил в духовную академию в Киеве. Имел предложение остаться служить в столице.

— Чего же тогда вы не остались в Киеве?

— Приход в Криворивне осталась без священника и группа церковных активистов пригласили меня приехать на служение. Я очень благодарен за предложение служить в столице, но горы – это родной духовное пространство.

— Рассказывают, что у Вас есть особые часовни в Криворивне?

— Действительно у нас часовни разнообразны, их в селе более 20. Часовня Пресвятой Богородицы, всех святых земли украинской, Апостола Иуды Фаддея, великомученика георгия Победоносца, преподобных отцов Киево-Печерских, отца Пио с П’єтрельчини, Иоанна Павла II, блаженных Емельяна Ковча и Николая Чернецкого и другие. Также есть присілкові церкви Серафима Саровского, Иоанна Сучавского и Иова Почаевского на отдаленных приселках. Мы активно работаем в мирянском движении за единство Церкви и народа в Украине «Восток и Запад в единстве и под покровом Богородицы». Ходим на богомолье в Зарванице и других святых мест. Проводим детские и юношеские лагеря и мини-паломничества по святыням нашего села.

— Много кто спрашивает, а остались на Гуцульщине мольфары?

Отец Иоанн— Сегодня не осталось ни одного мольфара. Все то, что выдают за мольфарство – это шоу и зарабатывание денег. Думаю, что на Гуцульщине волшебников не больше, чем под Киевом, Харьковом или Донецком. Просто у нас они были одеты в народный костюм и прекрасно выглядели. Хорошая картинка для рекламы. Как к ним можно относиться? Как к детям в песочнице, это же духовное детство, первичный этап духовного развития, на котором можно застрять навсегда. Мольфаров не было уже и тогда, когда снимали фильм «Тени забытых предков». Но есть люди, которые поддаются обману.

— В чем смысл Вашего служения?

— Я должен сам идти и вести других ко Христу. Понимаю, что должен быть проводником замысла Творца относительно времени и места моей жизни и служения. Единственное, чему могу стремиться, чтобы я не мешал людям познавать Иисуса и идти путем спасения. Христианство состоит из личной и соборной молитвы, покаяние, причастие, пост, чтение Евангелия, духовного общения и служения людям в их нуждах. Христос учит, что Он пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить другим и отдать свою жизнь за многих.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.