Художественный десант в Острале. Франковцы приняли участие в масштабной международной выставке (ФОТО)

Художественный десант в Острале. Франковцы приняли участие в масштабной международной выставке (ФОТО)

В Дрездене (Германия) открылась масштабная международная выставка современного искусства Ostrale. Там представили свои работы 165 художников из 26 стран. Делегация из Украины попала туда впервые, и большинство художников – из Прикарпатья.

Выставку посетили 15 художников из Украины, представили 19 проектов – живопись, инсталляции, фото, мультимедиа и перформанс львовянина Владимира Топия. Поехали не все, но украинская делегация была самой большой. «Острале» проходила в формате выставки, а не фестиваля, поэтому присутствие авторов не была обязательной.

Среди прикарпатцев: Ростислав Котерлин, Евгений Самборский, Сергей Григорян, Дмитрий Петрина, Денис Овчар, Сергей Пілявець, Юра Овчар, Юрий Боринець, Игорь Переклита, Анатолий Звижинский, дуэт Synchrodogs. Свои работы представили и художники из Черновцов, Львова, Ужгоророда. Куратором украинского десанта стал франковец Николай Джичка.

Джичка признается, что отбирал участников субъективно: «Акцент сделан на Западную Украину. Отбирал художников из собственного опыта, но так привычно делают все кураторы, когда есть творческое сотрудничество, чтобы не было непредсказуемого результата».

Добавляет, что у немцев четкие критерии произведений современного искусства и намного меньше импровизации – она сведена к минимуму. Скажем, выставка открылась 28 июля, а план экспозиции составили еще в феврале.

Николай Джичка стал куратором не случайно – он хорошо владеет немецким и еще с 2013 года налаживает сотрудничество с немецкими коллегами – ГО «Kultur Aktiv» из Дрездена. А в прошлом году удалось выйти и на центр современного искусства «Острале».

Сейчас «Острале» – третья по масштабам выставка современного искусства в Германии. Особенность дрезденского ЦСМ – он занял огромную площадь – на 20 тысяч м2, где когда-то держали и били скот.

«Участие нашей делегации – это положительный опыт, – говорит Джичка. – Редко бывает, чтобы такие большие группы украинских художников выставлялись за рубежом. Даже на Венецианскую биеннале еще не попадала такое количество художников».

Ростислав Котерлин имеет большой опыт выставок за рубежом. Сейчас его проект «Мигрирующая душа» представляет современное украинское искусство в Венеции. До Дрездена привез только одну работу «Осень народов» – реплику на известную картину Эжена Делакруа «Весна народов».

«Моя реплика – постановочное фото: одинокая обнаженная женская фигура с непонятным флагом, который горит. Она им размахивает и бунтует в одиночестве. Это такое себе предупреждение», – объясняет Котерлин.

Еще две его работы – «Новости», которые выставляли в этом году на Porto Franko, были более политическими, поэтому комиссия их цензурировала.

«Эти работы были жестче, прямолинейнее, поэтому немецкие кураторы побоялись их выставить, – добавляет Котерлин. – Это тоже говорит о понятии свободы – не все готовы воспринимать более жесткие высказывания на политические темы. Это так называемая эпоха постправди – когда ложь можно красиво подавать, что успешно использует российская пропаганда».

Художник рассказывает, что на «Острале» его поразил подготовленный зритель, который все понимает и которому редко можно встретить в Киеве или Франковске.

«Люди тщательно рассматривали произведения искусства, читали аннотации и пресс-релизы. Они не пришли погигикати или сделать селфі, как у нас, – говорит Ростислав Котерлин. – К искусству нужно подходить внимательно. Художник может чувствовать, предвидеть те вещи, которые вскоре могут стать явью. Он может создать красоту или уродство, но может много рассказать о мире. И на этой выставке есть много работ, которые несмотря на эстетический образ несут скрытые базовые смыслы – произведения, которые можно отчитывать долго».

Виджей-группа «Куб» на «Острале» представила мультимедийную аудиовизуальную инсталляцию «Multiperson M», где «М» означает мимикрии – подражание, маскирование.

«Современный человек старается быть актуальной, приспособиться и соответствовать окружающему миру, информационной среде, новейшим тенденциям и течениям, но скорость необходимых изменений и их количество делают это невозможным, что рождает внутренний конфликт», – объясняют создатели.

Виджей Сергей Glow Пілявець рассказывает, что поездка удалась – установку сделали качественно и вовремя, и их проект выглядел достойно.

«Мы волновались по поводу неполноценности, потому что есть тренды, которые мы можем и не чувствовать, – говорит Пілявець. – Наша работа – активная, созданная специально для выставки. В результате нам не хватило мультимедийных работ из странных материалов и неожиданных техник. Ожидали большего современного представления. Поэтому «Multiperson M» выделялась на фоне других, ее снимали на видео».

Сергея Пілявця тоже поразил зритель. Говорит, случайных людей там почти не было, соответственно не читалось удивление или непонимание. Все внимательно рассматривали и почти не фотографировали. Предполагает, что там так не принято.

Анатолий Звижинский поехал на «Острале» как директор франковского ЦСМ – перенимать опыт и налаживать контакты. Рассказывает, что центр в Дрездене – муниципальный, но там находят общий язык с властью. Само помещение центра не отапливается, поэтому пригоден для работы только в теплый сезон. Но, вероятно, им же подыщут лучшее место, говорит Звижинский.

Выставка «Острале» проходит уже 11 лет подряд, но она до недавнего времени была более локальной. А последние два-три года начали приглашать коллег из-за рубежа. И в этом году впервые позвали мастеров из Украины.

Теперь ее организовали как биеннале – проводить раз в два года. Звижинский объясняет, что Дрезден претендует на статус культурной столицы Европы в 2025 году и современное искусство может стать важнейшим козырем. Отсюда и большая лояльность к ЦСМ.

Выставка продлится до 1 октября. Вход на биеннале «Острале» – 10-14 евро. А добраться можно специальным автобусом, собственным транспортом или велосипедом. И это не останавливает ценителей искусства. В прошлом году за два месяца выставку посетили почти 25 тысяч человек.

В следующем году часть работ по «Острале» продемонстрируют в столице Мальты Валлетте, которая в 2018-м получит титул культурной столицы Европы. Николай Джичка надеется, что туда попадут и работы наших художников. А за два года – снова в Дрезден.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.