Креативная Чехия: Культурные центры Плзеня, опыт которых стоит позаимствовать Украине

Креативная Чехия: Культурные центры Плзеня, опыт которых стоит позаимствовать Украине

Словения и Чехия – страны, чья креативная экономика сейчас переживает период активного развития. УП.Культура побывала в нескольких словенских и чешских городах вместе с Программой ЕС и Восточного партнерства “Культура и креативность”. И теперь рассказывает о самом интересном из увиденного.

Мекка туристов из Америки и России, 10-миллионная Чехия многим опытным путешественникам кажется слишком банальным локацией, весь культурный ассортимент которой состоит из стандартного туристического набора музеев и средневековых памятников.

Мы собрали истории 5-ти междисциплинарных культурных заведений из двух чешских городов, Праги и Плзеня, опыт которых может стать полезным для украинских менеджеров культуры и заинтересовать путешественников.

Все они возникли “снизу”, вследствие желания художников и активных граждан вместе творить публичное пространство для культуры.

Все на определенном этапе получили поддержку в рамках программы “Культура и креативность”.

Плзень, четвертый по величине город Чехии (160 тысяч жителей) известен не только как родина одноименного вида пива низового брожения, но и как Европейская столица культуры-2015.

А еще камерный город за количеством и уровнем современных, оснащенных по последнему слову техники культурных центров, креативных пространств, институций современного искусства, галерей и театров может конкурировать с Киевом.

Например в плзен УП.Культура посетила два креативные пространства, которые определяют культурное лицо города. Довольно различные институты объединяет практика ревитализации заброшенных локаций индустриальной эры.

Moving Station

Старейший центр среди всех представленных программой “Культура и креативность” в Чехии – Moving Station (Подвижная станция) – открылся в 2000 году в здании Южного вокзала Плзеня: после строительства железной дороги станция на границе исторического центра не использовалась и сооружение упадок.

Центральный фасад Moving Station. Фото: animanie.cz

Коллектив “панков”, как их с определенным увлечением называют за глаза пражские чиновники от культуры, вдохновенно взялся за преобразования камерного модерного дома. Поскольку энтузиасты самоорганизовались без всякой поддержки извне и ремонт делали своими силами, обошлись без “хіпстерського шика”. Впрочем, и без чрезмерной простоты, что часто граничит в подобных заведениях с неряшливостью: качественно окрашенные стены, отреставрированная старинная лепнина.

Идея и главенствующая роль в реализации проекта принадлежала Роману Черніку, который сейчас работает на должности арт-директора из культурных и социальных проектов в организации, которая называется Johan Centre. Последняя стала главным юридическим субъектом в ревіталізованому пространстве вокзала.

Черник вообще является знаковой фигурой для культурного развития Плзеня: именно ему в 2007 году в голову пришло выдвинуть город на титул Европейской столицы культуры. “Сначала это была шутка“, – признается Черник во время экскурсии по центру.

Фото: Prostory

Формат деятельности, который работники Johan Centre определяют для себя как ключевой – это воркшопы альтернативного театра. Результат всех воркшопов представят публике в рамках внеконкурсной программы Международного театрального фестиваля, то как отдельные мероприятия, призванные оживить культурную жизнь города летом.

Воркшопы традиционно ведут известные зарубежные театральные актеры и перформеры, такие как Стефания Торс (Исландия), Сакио Такагаші и Рюзо Фукугара (Япония), Филипп Шенкер (Швейцария), Доминик Гудар (Франция) и другие. Некоторые воркшопы проводят яркие персоналии чешского независимого театра, к которым относится и сам Черник.

Кроме разноплановой театральной деятельности (фестивали, театральные и паратеатральні проекты, постановки, консультирование), центр имеет еще два направления работы: социальная работа (работа на улице, информационный центр для проблемной молодежи, проекты по ресоциализации методами искусства и образовательные проекты (художественная, драматическая и эстетическая образование, персональный и социальное развитие) .

Роман Черник. Фото: ceskatelevize.cz

Отдельный фокус работы института – это дети. Здесь действуют многочисленные студии для малышей, начиная с младшего школьного возраста.

“Наша цель – строить мосты, – рассказывает Черник. – Мы работаем с детьми и молодыми профессиональными актерами, мы делаем собственные спектакли и приглашаем труппы из России и Японии. Параллельно мы организуем публичные воркшопы. Мы пытаемся совместить различные виды визуальных искусств и театр“.

Команда центра считает символичным, что старый вокзал соединяет две части Плзеня. “Мы бы хотели превратить это пространство в место, где можно проводить время зимой, знакомиться с новыми людьми и пробовать новые художественные практики“, – добавляет Роман.

Центральный холл после реконструкции. Фото: dpdz.cz

Кроме грантов на деятельность центра и отдельные проекты, расходы на содержание учреждения покрывает аренда помещений центра для конференций, корпоративных событий, фестивалей, лекций, перформансов, концертов, кинопоказов, и даже свадеб и юбилеев. Также в хабе действует небольшое кафе.

Пльзень – Европейская столица культуры-2015

Идея назначения культурных столиц заключается в укреплении культурных связей между европейскими нациями и поддержке локальных креативных индустрий. Культурные столицы, где в течение всего года организуются фестивали, выставки, концерты, ярмарки, привлекающие большое количество туристов. К примеру, в 2015-м Плзень посетило на 3,4 млн больше гостей, чем в 2014-ом.

Праздничные мероприятия на Площади Республики. Фото: plzen2015.cz

Кроме того, подготовка к роли культурной столицы Европы означает для города улучшение внешнего вида и инфраструктуры и стимулирует привлечение местных жителей к организации городского пространства.

Так, например в плзен инициатива Foster the City призвала горожан обозначили публичные места, которые нуждались в благоустройстве. Затем для каждого места разработали план преобразований, а каждый волонтер выбрал, в каком проекте ему бы хотелось принять участие. Все происходило при экспертной поддержке проектной команды культурной столицы.

Проект “Культурная столица Европы” инициировала министр культуры Греции Мелина Меркури в 1985-ом.Первым городом, которому присвоили статус Культурной столицы Европы, стали греческие Афины.

Юбилейного 2000 года за звание культурной столицы Европы шла особенно острая борьба, и Европа вместо одной получила аж 9 столиц: Авиньон, Берґен, Болонью, Брюссель, Краков, Хельсинки, Прагу, Рейкьявик и Сантьяго-де-Компостелла. После этого распространилась практика предоставлять титул одновременно двум городам, а с 2021-го их ежегодное количество увеличится до 3-х.

Новый Театр, построенный в рамкаех проекта “Пльзень – Европейская Столица Культуры 2015”.Фото: plzen2015.cz

К 2017 году столичный статус примерили 56 европейских городов. В этом году титулом кичатся Пафос (Кипр) и Орхус (Дания).

Города подают заявки на конкурс за 6 лет до избрания. Кандидаты должны соответствовать нескольким условиям: у города должна быть утверждена местными властями стратегия культурного развития, которая вписывается в общую стратегию развития города и экономического роста. И главное, в том, чтобы город стал столицей культуры, должны быть заинтересованы все: от городских властей до рядовых граждан.

Каждый кандидат выбирает себе тему, которая подчеркивает его уникальность – девиз Плзеня звучал как “Open up!” (“Откройся!”). Готовясь к 2015 году, здесь прямо в старом депо построили креативный и культурный инкубатор “DEPO2015”.

DEPO 2015

DEPO2015 – это, как свидетельствует название, креативное пространство в бывшем автобусном и троллейбусном депо. Он открылся весной 2015 года как центральная локация проекта “Пльзень – Европейская Столица Культуры 2015”. Огромное депо стало главным материальным наследием, что осталось городу после завершения “столичного” года.

Фото: plzen2015.cz

Публика быстро освоила заведение, расположенное неподалеку от центра: во время первого сезона работы он принял более 100 тысяч гостей. Одна пятая из них посетили выставки и масштабные музыкальные события, такие как фестивали Zebrik и Rock for People, театральные спектакли и Фестиваль уличной еды, который с тех пор стал регулярным.

Одновременно DEPO2015 позиционируется не просто как локация для художественных и культурных мероприятий вроде выставок и концертов (хотя такая деятельность достаточно бурная и в центре под нее выделены стационарные территории), а как место, где получают поддержку креативные индустрии, гдекультура встречается с бизнесом“.

На практике это, в частности, означает непрерывную работу нескольких мастерских, объединенных под титулом Makerspace. Пользоваться ими может любой желающий, оплатив незначительный по чешским меркам членский взнос (около 300 евро в год).

Мастерской Makerspace. Фото: plzen2015.cz

Уровень оснащения мастерских ошеломляет даже столичного посетителя: это и огромный ангар для работы с деревом, оборудован всеми возможными видами ручного и электроинструмента, мастерская по работе с металлом, и літографічна мастерская, и центр 3D-печати с трехмерными принтерами.

Программа Креативный Инкубатор предлагает менторську поддержку от профессионалов в сфере креативных индустрий для молодых компаний, которые хотят запустить свой бизнес.

Также в DEPO2015 действует кафе, коммунальный сад и коворкинг, где работают местные фрилансеры.

Мобильная галерея в DEPO2015. Фото: plzen2015.cz

Отдельное помещение выделено под программу художественной резиденции. Художники (которые, кстати, могут в свободной форме выразить свое желание принять участие в резиденции, написав на имейл пространства) получают не только жилье и пространство для работы, но и право пользоваться всеми возможностями ремесленных мастерских.

Не забывают в DEPO2015 и о детях: кроме образовательных экскурсий текущими выставками, хаб предлагает ремесленные воркшопы, которые дети до 18 лет могут посетить с родителями, и летние лагеря для школьников 8-12 лет, также ремесленного направления.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.