«Культурная жизнь надо требовать», – программный директор Форума издателей София Челяк о фестиваль и культурная жизнь в Франковске

«Культурная жизнь надо требовать», – программный директор Форума издателей София Челяк о фестиваль и культурная жизнь в Франковске

В 20 лет франковчанка София Челяк стала программным директором самого масштабного книжного события страны – Форума издателей. О форум, образование и опыт, культуру и культурную жизнь в Франковске с ней говорил «Репортер».

– София, как ты начала работать на Форуме издателей?

– Это было неожиданно и странно. Началось еще в 2015 году с фестиваля «Месяц авторских чтений». Я училась чешского языка и литературы в Львовском университете. Меня пригласили как переводчика. Тогда познакомилась с организаторами и поняла, что хотела бы заниматься культурным менеджментом. Также осознала, что хочу организовать курсы переводоведения для центральносхідних европейских языков – чешского, польского, словацкого. Мечтала научиться синхронного перевода.

София Челяк модерирует литературный вечер

После фестиваля взялась за перевод чешского бітника Вацлава Граб’є. Чтобы сделать его доброкачественно, нужно было хорошо разобраться в деталях биографии, культурных особенностях. С этим мы с подругой пришли к писателя, переводчика Остапа Сливинского. Также я рассказала ему про идею с курсами. Он дал нам несколько советов, а вечером того же дня позвонил и сказал, что говорил с Александрой Коваль – на Форум издателей нужен человек, который разбирается в литературе, поэтому не хотела бы я попробовать.

– Как отреагировала на такое предложение?

– Был немножко страх – я сомневалась в себе. Но у Остапа было несколько аргументов, которые меня окончательно убедили: тебе это безумно понравится, потому что это невероятный опыт, контакты и шанс, который нельзя упустить, а возможность пойти будет всегда.

– Что больше всего привлекало в работе на форуме?

– У меня всегда было стремление быть если не непосредственным создателем доброкачественных изменений, то их очевидцем. Форум – это возможность быть в литературном процессе, и не только украинскому, но и центральноевропейском. Это очень хорошая позиция, чтобы видеть и понимать время, в котором живешь.

– Как удалось совмещать работу с учебой?

– Когда я начала работать, то еще училась в университете. Несмотря на то, что там есть хорошие преподаватели и интересные люди, случилась неприятная история. Пришлось столкнуться с взяточничеством. Не мне лично, но я была свидетелем этой истории. Теперь у меня перерыв в учебе, и это стало первой причиной.

А еще я была заинтересована в литературе ХХ-ХХІ века. А наши преподаватели через различные обстоятельства не были специалистами в этом срезе литературы. Вести меня как ученого было некому. Поэтому решила: пока обучение не продолжать. Возможно, я вернусь к учебе, возможно, это будет не в Украине. Но это будет обдуманный шаг.

Сегодня, как по мне, важнее опыт, а его университеты не дают. Знаю неединичные случаи, когда люди без университетского образования достигают успеха в карьере. Важными являются навыки и общая эрудиция, а где их строишь и получаешь – другой вопрос.

София Челяк с президентом Форума издателей Александрой Коваль

– Кто такой программный директор Форума издателей, что входит в твои обязанности?

– Программный директор отвечает за содержательное наполнение – концепция, месседжи, гости и поиск ресурсов, чтобы их привезти. Это ключевые этапы, но за каждым из них стоят промежуточные. Поначалу привыкнуть к этому не всегда удавалось, ибо понимание их и их долговременности приходит с опытом. Форум – командная работа, хотя у каждого свое направление. Если один игрок ступорить какой-то этап, то работа прекращается у всех. Поэтому важна команда и умение работать во всех режимах и условиях.

– Что больше всего поразило, когда увидела работу форума изнутри?

– Теперь совсем по-другому смотрю на события, которые посещаю. Хорошо понимаю, какая работа за этим стояла. Однажды у меня было откровение – зашла в аэропорт и осознала, сколько людей сейчас работает над тем, чтобы мой самолет взлетел. Это захватывает.

А еще – не перестаю удивляться тому, что вот уже сколько лет такое событие все еще происходит через сопротивление. Постоянное стремление найти финансирование и постоянную поддержку.

– Тема нынешнего форума – точка созидания. Что это означает?

– Мы шутим, что мир сошел с ума. Если смотреть на прошлое, то перед важными изменениями все съехало с катушек. Поэтому решили, что нужно уже сейчас говорить о том, что с нами, куда движемся, где себя видим. Литература – очень хороший инструмент для этого. Свободна от популизма. Часто была зеркалом этих процессов. Материала достаточно. Люди хотят об этом говорить.

– Кого везете среди гостей?

– В этом году двое почетных гостей – Филипп Сэндс и Генри Марш. Кстати, писатели модеруватимуть встречи друг друга. Ждем Алисию Харис – перформансистку из США. Будет презентация однозначного для украинцев, но неоднозначной в общем контексте книги Витольда Шабловського о трагедии на Волыни. Очень интересный Питер Х. Фогтдаль – один из ведущих датских авторов.

– Чего ожидаете от украинских авторов?

– Всего будет более 20 романов, на которые ждут читатели. В частности, «Интернат» Сергея Жадана, новые романы от Натальи Сняданко, Кость Москалец, Любка Дереша, Остапа Дроздова. Также будет много поэтических чтений, традиционно состоится «Ночь поэзии и музыки». Откроет Форум проект театра «Дах» и «Новой оперы» «Вавилон».

Команда Форума издателей 2017

– Ты хорошо ориентируешься в культурном и литературном процессах как внутри страны, так и за рубежом. Как выглядит Франковск?

– У меня личное отношение к Франковска. И, возможно, после того, что я скажу, мне не стоит в ближайшее время приезжать в город (Смеется). Считаю, что франковские люди ленивые. В городе есть мощный фундамент, но нет мощных организаций или проектов, которые бы работали с большой аудиторией.

Меня удивило, что во время Porto Franko все были обрадованы тем, что на Троицкого пришли 50 человек. Это же совсем немного!

Большие проекты, которые делаются в городе, тот же Porto Franko или Теплый Город, – это проекты, которые запускали люди, которые определенное время не жили в Франковске. Знаю, что у людей, которые уехали из города, есть потребность отдать ему дань.

– У тебя есть такое?

– Да. И у меня уже есть идея, но все очень на начальных этапах. Не хотела бы опережать события. Очень хочу, чтобы это произошло, потому что в этом есть внутренняя потребность. И хочется, чтобы в городе было движение, и можно было бы только вклиниваться в этот процесс со своими возможностями.

– Ты вспомнила, что надо работать с аудиторией. Во Франковске где эта работа «потерялась или ее никогда не было?

– Потребность в культурной жизни надо воспитывать. Во Франковске 250 тысяч населения. Потенциально все они являются потребителями культурного продукта. Вопрос лишь в том, чтобы найти способ подачи его так, чтобы это стало им нужно. И к чести Porto Franko им удалось совместить и массовую культуру, и искусство. Хотя были люди, которые умудрялись ходить на массовые вещи (Смеется).

Начинать работать в Франковске с аудиторией подходило бы из лекториев. Но они достаточно монополизированы. Я имею в виду, что одна организация собирает и спикеров, и слушателей. Но нет дискуссии, нет разных взглядов, которые заинтересовывают людей. Не просто событие – поставили перед тобой книжку и рассказали, оставили автограф на бумажечке. Людям это неинтересно.

– В таком случае, готов Франковск платить за культурный продукт?

– Думаю, что да. Сейчас активно развивается ответственный средний класс – владельцы средних и малых бизнесов. Они готовы учиться. Сами ищут культурный продукт.

Но нужно разделять – есть вещи, которые промотируют, а есть – что обогащают. Презентация книги – это продвижение, а лектории и дискуссии – совсем другое, здесь ты знаешь, что получишь нечто взамен.

Меня удивляет, что по сравнению со Львовом в Франковске нет сотрудничества между культурными проектами и властью. Во Львове много проектов поддерживаются средствами городского или областного совета в течение года. Возможно, во Франковске это трудно, но пример Львова говорит, что реально. И это законно, в конце концов, написать заявление, грант, пройти конкурс и получить средства на проект от города. Если общество хочет иметь культурная жизнь и культурные проекты, – нужно этого требовать.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.