«Над счастьем надо работать», – Борис Гудзяк о уроки, которых не хватает в украинской школе

«Над счастьем надо работать», – Борис Гудзяк о уроки, которых не хватает в украинской школе

О вызовах современного образования и уроки, которых не хватает сегодня школе, размышлял прошлой неделе во Львове выпускник Гарварда, многолетний ректор, а ныне президент Украинского католического университета (УКУ), студент Иосифа Слепого Борис Гудзяк. «Репортер» эти размышления лишь записал. Далее – прямая речь владыки.

Я хочу зачитать одну цитату. Эти слова сказал очень интересный человек, у которого я много учусь: «Образование – это не столько информировать, это также формировать и трансформировать. Это процесс перерастания себя, выхода из зоны комфорта, победы над своими пороками и слабостями. Это процесс открытия и предпочтения ценностей, процесс открытия того, что есть вещи и дела, которые важнее моего я, которые стоят того, чтобы ради них жить и работать. Надо научить молодого человека ценить и любить что-то больше, чем себя. Если человек умеет любить, она будет черпать из любимого добра жизненную энергию и сама будет давать жизнь».

Это слова Тараса Добко, первый проректор УКУ. Я думаю, что Тарас болеет за то, чтобы в украинской науке была любовь. Если мы чутки к истории, то видим, что живем в век великого знания, открытий, технологий, медицины, машинерии. И мы видим, что знание без любви очень опасны.

Говоря об образовании, я бы хотел обратить внимание на то, что на наиболее фундаментальном уровне она нам должна давать. О том, что не всегда нам привычно говорить.

Мы чувствуем, что хотим жить свободно и счастливо. Так, чтобы не было накопившегося стресса, чтобы мы могли смотреть в глаза друг другу, чтобы не было гнева. И над таким счастьем нужно работать. Для него нужны компетентности, которые должен давать образование. Времена меняются, скажем, надо уже учить другой тип математики. Надо уметь читать текст, писать, осмысливать, коммуницировать его. Все это должна давать школа. Мы уже видим, что мир меняется. Тип отношений учитель-ученик уже не действует. Мы работаем сетями. Надо учить детей понимать этот процесс.

На прошлой неделе гарвардский историк Нейл Фергюсон написал о военные конфликты. В частности о том, почему американская война в Афганистане такая неуспешная. Потому что иерархический подход американской армии борется с сетью. А чтобы ангажировать сеть, надо самому мережитися.

Я бы хотел обратить внимание на несколько базовых дисциплин, которые необходимо практиковать – как преподавателям-учителям, так и ученикам-студентам. Чтобы жить, быть живительным и жить счастливо.

Первая дисциплина – слушание. Очень много детей сегодня является невислуханими. Не хватает времени, чтобы услышать ребенка. Ребенок, который является невислухана, которую не слышат, сама будет затруднятися слушать. А наша жизнь построена на межличностных встречах. В них происходит подача информации, которая требует восприятия.

Мы очень приветствуем инициативу и отвагу, поддерживаем тех, которые не боятся встать и сказать. Тот, кто умеет говорить, имеет подвешенный язык, становится политиком, получает лучшие призы с самого детства. Но я думаю, что мы должны отмечать тех, которые умеют слушать и помогать ребенку с детства слушать лучше. В этом есть глибові духовные основы. Наша духовная жизнь не есть просто нашим действием, это ответ на инициативу Бога, Он говорит с нами. Молитва – это не только наша речь слов, это наше признание божьего присутствия и сувернитету. Когда мы глубоко понимаем, что есть нечто большее, чем я, когда видим что-то вне себя и умеем общаться с другими – жизнь набирает особой полноты. Слушание очень важно в браке, в любви, в любви, работе, воспитании детей.

Слушание помогает нам общаться. Наши школы и университеты должны быть местом, где мы каждый раз лучше общаемся. С христианской точки зрения истина в Боге. Когда Иисус говорит «Бог есть любовь», это не абстракция, это метафизика! Когда писание говорит, что мы созданы по образу и подобию божию, это значит что каждый из нас является лицом как лицо божия. Мы в своем ДНК имеем записано потребность общения. Искусство жизни – это искусство общения. Отношения между лицами. Это разговоры в семье, школе, на работе, в обществе. Сегодня Украина как никогда нуждается в людях, которые умеют хорошо общаться, налаживать общение, людей, которые в первую очередь умеют слушать, виртуозы слушания. Людей, которые умеют так слушать, что помогают другому выразить ранее невысказанное. Не знаю, как вы, а я не раз в исповеди чувствовал, что добрый исповедник помогает тебе идти поглубже, в закоулки. Потому что слух-это не пассивная, а очень активная вещь.

Мое большое желание в том, чтобы наши дети в школах были выслушаны и получили пример виртуозного слушания и общения. Чтобы они там научились общаться – легко, серьезно, весело.

Вторая вещь. Мы живем в интересное и динамичное время. Думаю, за последние 50 лет в мире произошло больше изменений, чем за предыдущие 500, а то и 5000. Не знаю, вы помните Львов в советские времена. Но, я думаю, что тогда на улицах было в 50 раз меньше машин. Телефон дома был настоящей редкостью. В 1988 году я спросил в Киеве на почтамте, почему так трудно дозвониться до Америки. Дама мне ответила: «Борис Александрович, но в украинской советской республике есть только 28 международных телефонных линий». Сейчас в ваших мобильных есть более 200 международных линий.

Как быстро меняется история… Очень важно уметь ее читать. И уметь плыть на бурной волне перемен, радоваться этой динамикой, но и иметь свою осанку. Очень соблазнительно и легко быть листком на этой волне, метаться вверх-вниз, потерять свое я, или его никогда так и не получить. Быть до конца меняющимся: сегодня одним, а завтра другим.

Я не имею точных ответов для вашего поколения. Вы живете в такое время, которое я не пережил, как молодой человек. Вы бомбардовані телефонам, вам трудно сосредоточиться на чем-то дольше, чем 45 секунд, но вы способны поймать 10 импульсов одновременно. Вы другими. Но мой совет такой: школа должна дать покой и стабильность, осанку. Чтобы вы могли о чем-то свидетельствовать. Иначе вы будете постоянными наблюдателями. Ваше судно никогда не будет приякорене. Как человек, который много путешествует, скажу, что это очень утомительно.

Мы сейчас очень одобряем спонтанность. Да, это было оригинально. Но поверьте, нет ничего более утомительного, чем постоянная спонтанность. Человек нуждается в корни.

Приведу такой пример. Как хорошо, что мы в Галичине имеем традицию петь «Многая лета». Мы не должны что-то каждый раз придумывать, у нас есть обряды, традиции. Наша школа, являясь открытой, такой, которая стимулирует поиск, должна быть местом успокоения. Чтобы ребенок знал, кем она является: духовно, этнически, национально, чтобы имела четкие измерения, но которая не является костная, но и не размытая. Чтобы она могла свидетельствовать о что-то глубокое и животворный.

И третье – я стремлюсь к тому, чтобы наши школы – от сада до докторантуры – были местами служения. Где преподаватель дает пример ученику как служить. Учитель, который с радостью дает и показывает как это радостно – давать.

Чтобы давать, часто надо идти вниз. Учитель должен приблизить к ребенку, как к нам Бог. Вся наша реклама рассказывает как идти вверх, как быть господином ситуации. Но как прекрасно, когда мы имеем учителя, который служит, идет вниз и поднимает ребенка! Мы все в Украине нуждаемся, чтобы нас кто-то поднимал. Нуждаемся открыть врожденную способность поднимать других. Всем надоели взаимные унижения. На божественной литургии всегда звучит призыв: «Вверх підіймімо сердца». Как это хорошо, когда можем друг другу поднимать сердца. Как прекрасно, когда ребенок приходит со школы улыбающаяся и с выпрямленной спиной, потому что с ней поделились радостью и она делится. Этого требует общество – чтобы мы с энтузиазмом делились тем, что получили. Умножая и огранюючи его.

Слушаем – строим общение. Стойте – четко, исходя из традиций, с открытым сердцем и открытой мыслью. Чтобы мочь что-то глубокое, качественное засвидетельствовать. Будем учениками в школе служения. Нет большей радости, чем кому-то что-то дать.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.