Почему Украине нужен внутренний туризм

Почему Украине нужен внутренний туризм

Не лайма социологов, они играют, как умеют. В частности, речь идет об оценке количества украинцев, которые ни разу не были за границей.
Данные исследований разнятся в полтора раза, остается оценивать порядок цифр. Самый свежий результат обнародовал на днях «Неделя» со ссылкой на R&B: 69%. Но меня больше впечатляет другая цифра: известный журналист и путешественник Богдан Логвиненко утверждает, что около 40% украинцев никогда не пересекали границы своей родной области. Это в среднем по палате, а в восточных областях, насколько помню, до 80%. Я когда-то видел две карты: на одной цветом было обозначено склонность населения к путешествиям (в процентах), на другой – распределение голосов на приснопамятных президентских выборах 2010 года. Представим себе: отсутствие желания (или возможности?) поменять ландшафт и голосование за Януковича совпадали, как две репродукции одной картины.
В Украине немало проблем, и распределение бытовых привычек по регионам не самая большая из них. Однако вопросы туризма, причем именно внутреннего, по градусу общественного внимания должно быть на одном из первых мест, и вот почему. Украинская экономика не развивается. У нас, как и раньше, дебильные законы и, мягко говоря, несовершенны надзорные органы. Мало кто из иностранцев мечтает инвестировать в страну, находящуюся в состоянии войны, а отечественные магнаты скорее купят себе лишний особняк, чем вложат в стартап. Если брать кредит на развитие бизнеса в банке под 25-30% годовых, то на таких условиях можно открыть разве что подпольное казино, но те, кто открывает казино, берут деньги в другом месте. Плюс поборы. Плюс рейдерство. Плюс наши родные суды.
Но есть отрасль, созданная сорвиголовами, которая развивается, несмотря на неблагоприятную бизнес-погоду, – это индустрия гостеприимства. С ее представителями я встречаюсь регулярно, и каждый из них на вес золота. Больше всего их в западных регионах, откуда чаще едут на заработки за границу. Алгоритм известен: привез денег – открыл отельчик. Мини-отели, хостелы, усадьбы теперь уже образ жизни на Франковщине или Львовщине. Не сказать, что все процветают, но они есть. Однако думать, что гостиничный бизнес распространен только на Галичине и Закарпатье, – огромная ошибка.
С Николаем я познакомился в Кибинцах – это село под Миргородом, которое прославил в своих авангардных візіях Михайль Семенко. Лет 200 назад здесь было имение Трощинских, теперь ни дворца, ни парка, зато остался ставок. Красота удивительная, да и рыба неплохо клюет. Николай мечтает превратить это место в туристический магнит для уставших горожан. В этом ему, как ни странно, радостно помогают односельчане во главе с председателем сельсовета, а также полтавские, харьковские, киевские любители литературы, которые уже третий год подряд устраивают здесь художественный фестиваль. Три этажа, небольшой ресторанчик, и даже їдаленька, до воды метров десять, и энергия хозяина изобилует. Он верит в светлое будущее своего бизнеса. Таких безбашенных энтузиастов я встречал на Сумщине, Черниговщине, Харьковщине. В свое время, еще до Майдана, активисты пролоббировали относительно льготный режим для мини-отелей, и теперь в Украине, оказывается, в этом секторе до 120 тыс. койко-мест. Для 45-миллионной страны это, конечно, капля в море, но они есть!
В больших городах трудно выделить вклад туристов в экономику, в селе или городке все наглядно: приезжих надо кормить, развлекать, обслуживать. Это рабочие места и ощущение перспективы. Каждый, кто не регистрируется в службе занятости, а решает свои проблемы самостоятельно, делает лучше всем: он не требует денежной помощи, платит налоги и, возможно, и это главное, неизбежно начинает вести себя как ответственный гражданин и свободный человек. Он активист по своей природе. Его труднее обмануть политикам. Его труднее «нагнуть» местным сатрапам.
И здесь мы возвращаемся к самому важному: к сознанию. Не только класс мелких хозяев эволюционирует, но и посетители так же меняются. Отпускники, которые едут на отдых не по меню all inclusive, а по новые впечатления, начинают думать иначе. Одна поездка в Польшу, не говоря о германии, объясняет о европе больше, чем часа махания флагом ЕС. Кстати, в Евросоюзе недаром туристическая отрасль поддерживается многочисленными программами, это не ради бизнеса, а ради ощущения общего культурного пространства, ради борьбы с предрассудками, так прописано на основополагающему уровне. Если бы население Донбасса лучше представляло, как живут украинцы под Львовом, они не купились бы сначала на байки «гибридов» о «Правый сектор» и распятых мальчиков. Инструментов сшивание страны, простых и понятных, не так много, то зачем же пренебрегать одним из них?
Юрий МАКАРОВ, «Неделя»

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.