Шесть фильмов о майдане – как выглядела Украина через объектив камеры (ВИДЕО)

Шесть фильмов о майдане – как выглядела Украина через объектив камеры (ВИДЕО)

Четыре года назад в Украине началась революция Достоинства. KORYDOR вспоминает шесть документальных фильмов, посвященных этой теме.

«Varta 1, Львов, Украина», Юрий Грицина

Фильм медика по образованию и режиссера по призванию Юрия Грицыны – о львовский автомайдан, случился в феврале 2014 года. Активисты и волонтеры, таксисты и просто водители организовались, чтобы охранять улицы родного Львова в тот самый момент, когда правительство Януковича доживал в прямом эфире радиоканала Varta1 (откуда название фильма). Режиссер говорит, что, когда случайно услышал в интернете трансляцию этого канала, то просто поставил ноутбук на запись на несколько дней. В результате он получил десятки часов аудиозаписи переговоров львовских автомайданівців. Через год Грицина поехал во Львов и снял на VHS изображения для фильма – нетрадиционное нетуристичне город, спальные районы, заброшенные площадки, ободранные заборы и раздолбанные дороги. Эффект от всего этого получился потрясающий. Примерно так, как будто смотришь «С востока» Шанталь Акерман (картина, снятая в девяностые на территории постсоветских просторов), и при этом слушаешь трансляцию футбольного матча из фильма «Вторая игра» Корнелия Порумби.

«Все пылает», Александр Течинський, Алексей Солодунов и Дмитрий Стойков

Все три режиссера – фоторепортеры, и работали во время Майдана для различных изданий. В частности, Течинський делал фото и видео для немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung. Этот фильм с размаху бросает зрителя в гущу революционных событий, когда все горит, бьется, трещит, а камера мчится по мощенным брусчаткой улицам и, мастерски зная свое дело, записывает процесс. У режиссеров были терабайты отснятого материала, в результате вышел примерно часовой фильм, смотреть который невозможно со спокойным сердцем. Интересно, что это первое украинское документальное свидетельство тех событий, снятое с двух позиций – со стороны Майдана и со стороны «Беркута». При этом один из режиссеров случайно оказался сначала среди отступающих, а потом наступающих силовиков, и снимал все, что впоследствии с успехом и пригодилось. Ценой этого марш-броска была разбита «беркутом» камера, когда милиция била ногами насмерть одного из активистов Майдана.

Однако фильм получил много противоречивых и критических оценок со стороны зрителей разной степени национального самосознания. Ведь в нем нет хороших или плохих героев, есть только фиксация народной войны, которая сжигает за собой мосты прошлого. Отчеканивается в памяти сцена с разрушением памятника Ленину, когда один седой, хорошо одетый мужчина очень долго не может оторваться от останков монумента, обнимая памятник. «Ваш коммунистический время закончилось», – говорят ему, а потом силой отводят в машину скорой психиатрической помощи. Также есть еще один сильный момент, когда священники идут с непокрытой головой против пуль беркута, призывая прекратить стрельбу.

«Чечен», Беата бубенец

Герой этого фильма российские режиссера Беаты Бубенец – чеченец по национальности. Его зовут Руслан, у него убили брата, и он хочет отомстить Путину за свою родину, поэтому приехал на Майдан принимать участие в революции. Беата приехала с Москвы до Киева, когда стало понятно, что Майдан – это надолго. Однако нашла своего героя не сразу, в период относительного затишья он находился в палатке «афганцев». Фильм логически разделен на три части: Майдан, Крым, батальон «Айдар». Вместе с Русланом зритель передвигается по горячим точкам Украины. Главное в этом фильме ученицы школы Марины Розбєжкіної – это, конечно же, персонаж. Авантюрный, неоднозначный, не всегда говорит всю правду, любитель приукрасить – Руслан является тем небольшим винтиком, творит изменения в нашей стране. Подкупает его искренность и желание нравиться. В фильме он сначала кричит «Слава Украине!», потом «Слава России!», потом «Аллах акбар!». За кого он, за Украину или за Россию? Руслан сам отвечает: «за Украину и за Россию без Путина». В конце фильма мы видим его, еще более взволнованного, в доме любимой женщины-волонтерки, которая нашла его, когда он лежал в киевской больнице с проломленным черепом. «Чечен» – это суровый док с лирическим финалом.

«Варя», Алена Полунина

Варя – обычная учительница математики из России. Побыв диванно-площадной патриоткой в феврале, весной она решила отправиться в Украину и лично познакомиться с друзьями из Facebook. Прокат фильма Елены Полунин был запрещен в России. Ее героиня Варя очень искренне сочувствует украинцам, передвигаясь между Киевом, Одессой, Винницей. Она буквально прислушивается к речам своих новых друзей из Правого сектора и одной из майданных активисток, которую Варя называет Душа Украины. Но не все так гладко: в Виннице она попадает под град обвинений прохожих за то, что, она, мол, москвичка, приехала в Украину. Фильм Полуніної не является каким-то откровением для украинского зрителя, однако, это очень интересный взгляд со стороны на украинскую революцию и ее участников. Вернувшись домой, Варя собирает друзей и проводит либеральную политинформацию среди знакомых.

«Майдан», Сергей Лозница

Гей, погину я в чужом краю,
Погину я в чужом краю.
Кто же мы будет брать яму?
Кто же мы будет брать яму?
Эй, выберут мы чужие люди,
Выберут мы чужие люди.
Ци не жаль ты, мамка, будет?
Ци не жаль ты, мамка, будет?
Эй, Если бы мне, сынок, не жалко?
Если бы мне, сынок, не жалко?
Те же на моим сердцем лежал,
Те же на моим сердцем лежал.

Эта закарпатская песня звучит в фильме Лозницы. В феврале 2014 года она была неофициальным гимном Майдана, она звучала на похоронах всех убитых. Впервые же «Течет кача по Тисині» заиграла на площади Независимости в Киеве, когда хоронили первую жертву – белоруса Михаила Жизневського. Сергей Лозница как раз собирался снимать документальный фильм «Бабий Яр», когда в Киеве началась революция Достоинства. Можно подумать: режиссер вовремя воспользовался ситуацией, чтобы представить потом в Каннах актуальный политический сюжет. Но, кажется, вышел фильм – не циничный расчет, а работа человека сострадательной. Снимая документальную хронику майданівського толпы, Лозницы удалось передать саму украинскую сущность наивной патриархальной страны. В фильме зрители видят простых мужчин и женщин в теплых куртках, которые каждый день ездят в маршрутках, торгуют на соседнем базаре овощами и ходят за хлебом в магазин за углом. Это и есть герои Майдана. У них есть дети, некоторые привели их с собой на площадь. Небольшая детская музыкальная группа «Будимир» выступает со сцены, поет рождественский гимн. Голос очень старенькой столетней бабушки говорит в микрофон на весь Майдан о том, что она сегодня плакала и молилась за украинский народ. Можно говорить о том, что Лозница эксплуатирует образ бабушки. Или бабушку эксплуатируют политики, затянув на сцену Майдана. Но за этими фасадами бесконечной эксплуатации прорастает мощное первобытное начало – человеческой толпы, который стремится справедливости.

«Пленники», Владимир Тихий

Главный герой «Пленников» – молодой харьковский биолог Александр Клочко, активный участник протестов. Во время Майдана ему было 19 лет. Фильм – не просто документация жизни молодого активиста, он имеет особый сюжет. Саша пытается найти солдата внутренних войск, с которым он пересекся в день расстрела Майдана в Октябрьском дворце. Этого солдата он так и не находит, режиссер дорисовывает в конце дока анимированный финал, в котором мнимый солдат и Саша встречаются, пьют чай, катаются на мотоцикле.

Это фильм – компромисс как для сторонников Майдана, так и для его противников. В экскурсии Александра по Межигорью в начале фильма кто-то может увидеть ненавистный дворец Януковича, который должен быть уничтожен, а кто – то- волшебную усадьбу с павлинами. Некоторую скандальность фильму придает герой по имени Иван Бубенчик. Львовянин, ничуть не смутившись, рассказывает на камеру, что утром 20 февраля он убил из автомата двух командиров силовиков, а еще нескольких ранил в ногу. В связи с этим фильм даже немного придерживали перед выходом в прокат, опасаясь российской контрпропаганды. Однако «Пленники» – не столько острый, сколько атмосферный фильм о майданных мечтателей.

А в завершение стоит напомнить о серии фильмов BABYLON’13, в которых показаны все события начиная от Майдана и заканчивая Донбассом.



radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.