Тарас Прохасько – о гибридные гетто

Тарас Прохасько – о гибридные гетто

Предлагаем свежую публикацию франковского писателя Тараса Прохасько на портале Збруч.

Чудесную формулу успешной социализации подарил мне когда-то человек, который в этом смысле жил в двух измерениях, будучи в обоих одинаково органичным и успешным. С одной стороны он был нелюдим, отшельник, обитателем башни из слоновой кости, а с другой – мастером коммуникации, разносторонним участником сообществ, любимцем обществ и так далее. И сказал он следующее: чтобы стать своим в какой-то группе, достаточно знать, на кого они гонят, против кого они, кто им не нравится… А недавно я услышал разговор двух девочек. Одна сказала – я понимаю, что надо людей любить, но никак не могу полюбить тех, кто мне не нравится. На что вторая ответила – а, так тебе не нравится никто…

Но теперь меня интересуют слова. Их многозначность. И все те разного рода феномены, которые определяются тем самым одним многозначным словом. Понятно, что чем шире горизонт ассоциаций открывается за каждым словом, тем глубже есть резкость названного увиденного. То есть происходит не размывание багатокутності значение, а его обогащение. Однако это срабатывает только тогда, когда и у донора и у акцептора изреченного этот горизонт более-менее одинаковый.

Не знаю, есть ли такое еще теперь, но когда почти каждая десятая детская уличная игра в футбол не проходила без того, чтобы не появился кто-то старший и не попросил дать ему пас. Часто тот взрослый становился на несколько минут до игры, показывал какие-то финты, дріблінгував, корректно бил по воротам. Чему учил – учитесь, пока я жив – радовался и шел дальше. Но очень часто было так, что он брал мяч руками и тогда со всей силы колотил так называемую свечу, после которой мяч нужно было искать соседними закапелками. И большинство детей, когда к ним подходил какой-то взрослый и просил мяч, знали, что сейчас это закончится какой-то глупой неприятностью.

Такой была сила завуженого горизонта ассоциаций.

Такое же со словами. Нацисты своим фальшивым языком и методической практикой убили в массовом сознании многозначность слова «гетто» и всю феноменологию, которую оно означает. Как-то забылось, что гетто – как у тех девочек с любовью и нравится – является прежде всего проблемой культурной и даже эстетичной. И первично вызвано не столько желанием отделить, как потребностью отделиться. Поэтому гетто – это не только ограничения, но и толеранція, ненасилие, признание уникальности, пусть и неприятной, пусть и неприемлемой. Ибо основной идеей такой сепарации не было недопущение кого к своего права, а признание чьего-либо права пользоваться собственным правом. Ничего удивительного нет в том, что понятие гетто часто совпадает с понятием резервации. То есть тем, что является способом сохранения самобытности, самобытности культуры, обычаев, вкусов, ґеному – определенной традиции.

Определяющей характеристикой образования гетто есть два пункта. Во-первых, оно, независимо от размеров, является двусторонним. Забор, вольер одинаково отгораживают что-то от чего-то. Во-вторых, обе стороны разграждения заботятся о своем комфорте, очищенный от раздражителей. Третий пункт походный – по обе стороны ограждения (преимущественно условная) есть люди, которые стремятся попасть на противоположную сторону.

Постмодерный мир породил не только гибридную войну, но – еще ранее – гибридные гетто. Которые, как и такая война, уже давно является ежедневной реальностью. Дробление общества на группы является тем путем тотальной ґеттозації, которая уже не обязательно нуждается в территории. Потребительское, информационное, виртуальное, эстетическое, культурное расслоение творит клетки гораздо надежнее, чем места компактного проживания себе подобных. К тому же гибридность заключается в том, что каждый – как наборное рукоятка финки, сделанной на зоне, или концентрические круги на лужи во время майского дождя – имеет шанс и возможность находиться во многих гетто одновременно – в зависимости от симпатий, временной любви и извечной ненависти.

Поэтому, чтобы быть своим в каком-то обществе, надо прежде всего знать, на кого тут гонят. Чтобы комфортно чувствовать себя в гетто, надо знать, от чего спрятался за стеной.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.