Учеников будут учить жить: как изменится школа после принятия нового образовательного закона

Учеников будут учить жить: как изменится школа после принятия нового образовательного закона

На прошлой неделе нардепы проголосовали за новый закон «Об образовании». С аналитическим центром CEDOS» рассказываем о главных изменениях, которые ждут на образовательную отрасль.

Schoolgirl writing with her teacher in a classroom

Профильная старшая школа. «Закон предусматривает изменение структуры среднего образования, – рассказывает эксперт Ирина Когут. – До сих пор мы имели растянутую на семь лет среднюю школу. Предложенный новый вариант».

Теперь общее среднее образование будет состоять из трех уровней: начальное (4 года), базовая средняя (5 лет) и профильная (3 года). Выбор профиля будет за ребенком, а не классом, как сейчас. «Более того, формирование учебного плана – перечень предметов и часов на их изучение – будет не за министерством, а за учебным заведением и детьми, – говорит Когут. – Это автономия в определении содержания образования, конечно, в рамках государственного стандарта».

«12-летка». Всего обучение в школе будет длиться 12 лет. Но это не формальное добавление одного года за партой, а изменение подхода к образованию.

«Как уже отмечалось, школа и дети в большей мере будут определять что учить, – объясняет Ирина Когут. – Во-вторых, меняется методика обучения. Если открыть предыдущий гост, то там написано, что ребенок должен выучить то и то. В новом говорится, что целью образования является получение компетенций – совокупности знаний, умений, навыков и ценностей. Это сочетание академического знания и умения его использовать. Мы учим детей грамматике, синтаксису, а учим использовать язык. Не заучиваем формулы, а учим понимать мир и познавать его. Если метафорически, то современная школа учит схематической строении велосипеда, а новая школа будет учить ездить на нем».

Зеленый свет нетрадиционным видам формального образования. Новый закон дает право родителям выбирать вид формального образования. Ее ребенок может получить как в учебном заведении, так и вне его. «Предыдущий закон предусматривал екстернатне, индивидуальное и вечернее обучение. Сейчас добавили еще дистанционную и семейную образование, – говорит эксперт. – Ранее воспользоваться правом на такие формы могли исключительно по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. Теперь право выбирать – за родителями».

ЗНО после 9 класса. После окончания каждого из уровней среднего образования на учеников ждет государственная итоговая аттестация. Закон предусматривает, что после 9 и 12 классов будет проходить в форме ВНО. «Но закон также содержит разъяснения, что государственная итоговая аттестация после 4 и 9 классов происходит исключительно с целью мониторинга усвоения знаний, – уточняет Когут. – Это не с целью оценивания или отсева, это способ понять, как дети освоили учебный материал».

Studious female high school student

Поднятие зарплаты учителям. «В этот пункт закона во время голосования вносились поправки с голоса. Поэтому точно о цифрах можно будет говорить уже после публикации документа, – говорит эксперт. – Сейчас в доступе имеем стенограмму заседания. Кто-то говорит о три минимальные зарплаты, кто-то о четырех прожиточные минимумы. В любом случае это рост в 2-3 раза». Будет расти постепенно.

У директора – конкурсом. Руководителей школ назначать не управление образования, а конкурсная комиссия. В нее войдут представители управления, учителя школы, представители родителей и учащихся, общественных организаций и коллегии директоров. Претенденты должны представить план развития школы и объяснить свою мотивацию. Кроме того, вводится ограничение на время пребывания на должности – не более двух сроков.

Управления не будут проверять. Чтобы избежать конфликта интересов, деятельность школ будет проверять и контролировать внешний орган – областной филиал центрального органа по обеспечению качества образования. Управление на местах будут заниматься обеспечением функционирования школ – выплатой зарплаты учителям, коммунальных услуг и т. д. – и стратегическим планированием развития образования в регионе.

Меняется система переподготовки. Если сейчас учителя раз в пять лет ездят на двухнедельные курсы повышения квалификации, то теперь это будет происходить ежегодно. Также государство за каждым учителем закреплять определенную сумму средств, и педагог сможет сам решить, что и где учить. «Это толчок к профессиональному развитию», – уверяет Ирина.

Сертификация. Это процедура внешнего контроля учителей. Проверять профессионализм, знание предмета, инновативность методики преподавания. Сперва сертификация будет добровольной. Впоследствии ее сделают обязательной для всех. Учителя, которые успешно пройдут ее, получат 20 % надбавки к зарплате.

Языковой вопрос. Вокруг этой статьи закона было больше всего шума. Поправки к ней также принимались с голоса, наконец, проголосовали за компромиссный вариант.

По предыдущему закону, этнические нацменьшинства могли не только изучать родной язык, но и обучаться на нем. Решением местной власти создавались школы, классы и группы с языками обучения нацменьшинств. В новом законе активисты требовали прописать норму, что нацменшинам дается право изучения родного языка, но все обучение ведется на государственном. То есть ребенок изучает все предметы на украинском, но имеет еще урок родного языка.

Компромисс заключается в том, что закон будет гарантировать обучение на языках нацменьшинств в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

«Это означает, что к концу 4 класса дети могут учиться на родном языке, но параллельно изучать украинский, – объясняет Ирина Когут. – С 5 класса учащиеся все больше предметов будут изучать на украинском. Какая логика за этим стоит – если дети не знают украинского, в быту говорят на родном, то, придя в школу, где обучение ведется на украинском, они не могут учиться. Поэтому они должны обучаться на языке родном, чтобы быть способными освоить школьную программу. Вместе с тем, за четыре года они должны выучить язык до такого уровня, чтобы мочь полноценно ею учиться. Звучит достаточно разумно – мы защищаем право на образование детей в стране независимо от того, на каком языке они говорят. Этим также гарантируем, что эти дети будут функциональны в обществе и смогут поступать и учиться в украинских ВУЗАХ».

Принятый закон – лишь первый базовый документ в реформировании образования. Для полного перезапуска нужно еще немало законодательных актов. Часть норм нового закона начнут воплощать уже в этом году, а полностью новации введут в 2018-2019 учебном году.

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.