Украинского “Нобеля” для учителей получил преподаватель физики с собственной планетой

Украинского “Нобеля” для учителей получил преподаватель физики с собственной планетой

“Учитель – это профессия будущего. Вы увидите, что люди, которые возглавляют крупные компании, которые имеют очень много денег, которые заработали очень большую славу, будут бросать свои профессии и идти работать в школы”, – сказал 70-летний учитель физики и астрономии из Черновцов Паул Пшенічка, когда его объявили победителем премии Global Teacher Prize Ukraine.

70-летний учитель физики и астрономии из Черновцов Паул Пшенічка стал победителем премии Global Teacher Prize Ukraine

7 октября в театре имени Ивана Франко в Киеве состоялось подведение итогов конкурса, объявленного общественным союзом “Освіторія” еще в мае, сообщила УП. Свои кандидатуры подавали учителя со всей Украины, их также номинировали ученики, бывшие ученики и коллеги – всего было получено более 600 заявок. 20 лучший учителей в сентябре провели три дня в Одессе, где члены жюри в неформальной атмосфере выбрали среди них 5 финалистов. Имя победителя оставалось неизвестным до вечера субботы.

Победитель Паул Пшенічка получил 100 тысяч гривен премии и поездку на Global Education and Skills Forum 2018 в Дубай, где будет объявлено имя победителя всемирной премии Global Teacher Prize, который получит миллион долларов. Также все 5 украинских финалистов зарегистрированы как претенденты на мировую премию. Вместе с тем, зарегистрироваться сразу на мировой конкурс мог любой желающий учитель.

Нобелевская премия для учителей

Всемирная премия Global Teacher Prize, известная как “Нобелевская премия для учителей” вручается уже 3 года подряд за выдающийся вклад в профессию. Начал ее арабский миллиардер Санни Варька. В 2017-м победительницей стала Мэгги Мак Доннел, которая боролась с проблемой самоубийства среди подростков в отдаленном селе на севере Канады.

В прошлом году единственной представительницей от Украины на Global Teacher Prize была преподавательница английского с Кропивницкого Анна Дудич, которая попала в топ-50 преподавателей мира. Однако тогда в Украине конкурс не проводился.

Как рассказала основатель ГС “Освіторія” Зоя Литвин, идея начать конкурс в Украине возникла в марте 2016 года, когда она находилась в Париже. А в марте этого года “Освіторія” подписала меморандум о сотрудничестве с организаторами мировой премии.

“Конкурс, который проводится в Украине, должна быть в том формате, который предусматривает всемирный конкурс. Мы должны соответствовать их требованиям, но можем вносить много своих идей”, – объясняет Литвин.

По ее словам, организаторы рассчитывают сделать украинскую премию ежегодной, чтобы поднять престиж профессии учителя и найти преподавателей, внедряющих инновационные методики. В этом году весь призовой фонд составляли средства “Освіторії”, но в следующем году планируется привлекать больше партнеров.

Как определяли победителей?

Состав жюри нынешнего конкурса был достаточно разнообразен. Кроме организатора премии Зои Литвин, в него вошли заместитель министра образования Павел Хобзей, куратор премии, ведущая “1+1” Наталья Мосейчук, инициатор образовательного движения “EdCamp” в Украине Александр Элькин, один из топ-10 лучших учителей мира на Global Teacher Prize-2017 Майкл Вамая, а также двое несовершеннолетних: 17-летний Павел Роналдо, который разработал прототип робота-поводыря для слабовидящих и 16-летний одессит, победитель Международной олимпиады по физике Роман Солецкий.

Критериями отбора были достижения учеников, инновационность и креативность преподавания, влияние на развитие и популяризацию профессии, и тому подобное. Кроме того, на сайте ТСН проводилось “народное голосование” за лучшего учителя, в котором приняли участие около 500 тысяч человек. Победителем в нем оказался Пшенічка, за что ему был вручен дополнительный приз зрительских симпатий – поездку в Эстонию.

Лучший в мире учитель по физике, который имеет собственную планету

70-летний преподаватель физики и астрономии в Черновицком лицее №1 Паул Пшенічка имеет педагогический стаж 47 лет. Один из основателей метода проектно-ориентированного обучения в школах. Лауреат нескольких национальных и международных премий. В 2004 году признан лучшим учителем физики мира, одержав победу в международного конкурса учителей Intel ISEF в г. Портленд. Трижды лауреат фонда “Возрождение” – “Соросовский учитель” (1994, 1995, 1996 гг). В 1991 году создал в Черновцах для одаренных учащихся научное общество “Квазар”, которое действует и сегодня.

Как объясняет преподаватель, это среда для командной работы, свободное от классов, оценок и экзаменов. 55 членов МНТ “Квазар” приняли участие в 115 конференциях, турнирах, олимпиадах и конкурсах и реализовали более 150 исследовательских проектов. Пшенічка – автор нескольких учебников по физике. 2010 года выступал на TEDxKyiv.

Постоянно участвует в международных конференциях по физике и астрономии. Председатель жюри секции инженерии “Международной конференции молодых ученых ICYS”. В 2005 году Массачусетский технологический институт присвоил малой планете № 21389 его имя – “Пшенічка”. Паул Францевич окончил физический факультет Черновицкого государственного университета. Ю. Федьковича и, как сам признался, сначала не собирался стать учителем, но очень любит свою работу.

“Мы развиваемся вместе с учениками, я их надихаю, они меня вдохновляют. Мы поем, танцуем, ставим спектакли. Многие из них также становятся учителями”, – рассказал он на пресс-конференции перед церемонией награждения.

В комментарии Паул Францевич уточнил, что гордится многими своими учениками. По его мнению, научить можно каждого, кто хочет учиться. Пшенічка также отметил, что не собирается прекращать преподавать.

“Как-то на одном бизнес-форуме задали вопрос, есть ли в зале кто-то, кто будет работать без оплаты. Я был единственный, кто встал и сказал, что я буду работать. Мне нравится эта работа. Чем больше денег я получу, тем с большим удовольствием буду работать”, – сказал он.

Победитель Global Teacher Prize Ukraine посоветовал украинским преподавателям постоянно совершенствоваться и учиться самим.

“А еще я хочу посоветовать учителям, чтобы, даже если им не платят, они работали с теми детьми, которые хотят учиться. Эти дети стоят того, и эта работа окупится стократ”, – добавил он.

Секреты финалистов

Помимо победителя, в конкурсе участвовало много креативных преподавателей. И все говорили, что вынесли для себя много идей и методик, которые можно внедрять в работе. Их ноу-хау также, без сомнения, будут интересны многим преподавателям и родителям.

Приводим комментарии других четырех финалистов конкурса.

Татьяна Веркалец, учитель истории в Полтавском УВК №16

“Секрет в том, что мне самой интересна моя дело. Если учителю интересно, то детям тоже”, – говорит она.

Татьяна применяет в работе методику критического мышления.

“Я поощряю детей думать, никогда не даю им никаких конкретных выводов или правил. Мы обсуждаем, что случилось, как могло бы быть, каково их отношение к историческим событиям. Не важно, что мнение ребенка не совпадает с моим мнением или официальной – аргументируй, докажи”, – рассказывает она.

Участие в конкурсе называет лучшими курсами повышения квалификации, которые когда-то проходила.

“Я взяла для себя много интересного. Например, учитель истории из Кировоградщины использует методику исторических комиксов, которые рисуют дети. Это можно позаимствовать”, – отмечает Татьяна.

Виктория Биркович, учитель начальных классов в УВК “Ужгородский экономический лицей, ООШ i-II ступеней”

Использует так называемую лесную педагогику – проводит уроки естествознания в лесу.

“Мы можем интегрировать гражданское образование с естествознанием, или развитие речи с естествознанием. Мы играем в игры, практикуем ленд-арт, где дети собирают, например, камешки, шишки и составляют из них фигуру какого-то животного”, – рассказывает Виктория.

Также она внедряет интегрированный курс “Культура добрососедства”, в рамках которого дети учатся решать конфликты, знакомятся с элементами медиации.

“Мы занимаемся на уроках и кулинарией, и гончарством, ходим на экскурсии. Мы хотим показать ребенку разные профессии и занятия, чтобы раскрыть ее таланты”, – говорит Виктория.

Наталья Гладких, тифлопедагог в киевской специальной общеобразовательной школы “Надежда”

Наталья работает как с незрячими детьми, так и с детьми с комплексными нарушениями развития.

“Для таких детей методик фактически нет, надо каждый раз “изобретать велосипед”. Мы опираемся на стандартизированные методики, которые работают с детьми с единичными нарушениями, модифицируем их и внедряем”, – рассказывает она.

Часто использует арт-терапию, в частности музыку.

“Например, таблицу умножения можно учить, петь, можно ее заучивать в стихотворной форме”, – говорит Наталья.

Владислав Качур, учитель английского и немецкого языков в УВК “ООШ І-ІІІ ступеней – гимназия №6” Винницы

“Я стараюсь дать ученикам понимание, что английский не является самоцелью, а является средством для достижения определенной цели. Поэтому строю обучение так, чтобы дети не замечали того, как они изучают язык”, – говорит он.

Для этого Владислав иногда проводит уроки кулинарии на английском языке.

“Например, мы готовим фруктовые кебабы, усваивая лексику. Затем дети рассказывают друг другу, из чего это блюдо состоит, почему она полезна или не полезна”, – рассказывает учитель.

Для младших школьников разрабатывает компьютерные программы, где есть задание, которое надо решить. Говорит, что 20 полуфиналистов конкурса стали для него почти семьей.

“У нас даже есть идеи совместных проектов – например, провести урок в какой-то школе”, – делится он.

***

Оказывается, даже в рамках обычных государственных школ можно учиться в лесу, готовить на уроках английского языка, изучать историю, рисуя комиксы, а физику – работая над конкретными прикладными задачами.

Осталось донести все эти инновации до широкого круга учителей, вдохновить их внедрять интересные методики в своих школах, а учеников и их родителей – ценить хороших преподавателей. Ведь, как гласит лозунг всемирной премии Global Teacher Prize – учителя важны.

Екатерина Тищенко, УП

radmin

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.